Вопросы и ответы по внедрению ФГОС ТОП-50

Вопросы и ответы по внедрению ФГОС ТОП-50 2017-09-26T15:44:48+00:00

Перечень вопросов, наиболее часто задаваемых при внедрении ФГОС по ТОП-50 из регионов по состоянию на  12.07.2017год. Ответы  МОН/ эксперта

Нужно (установлено стандартом), но формат устанавливается во внутреннем локальном акте: это может быть согласование, м.б. утверждение или еще что-то, важно, чтобы было взаимодействие с работодателем.

Нельзя.

Должно быть оперативное реагирование учебного (учебно-методического) подразделения, за две недели вполне можно решить этот вопрос, например, закрыв временно вакансию почасовиками (дог. Возмездного оказания услуг), каким-то перераспределением нагрузки и  т.д.

Необходимо составлять и утверждать индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план  для лиц с ОВЗ закреплен в ФЗ-273 и ФГОС по ТОП-50.

В соответствии с п.39. приказа Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»: Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

В зависимости от того, как он обучается (инклюзия, адаптивное обучение). По работе с инвалидами  порядок будет закреплен в методических рекомендациях, которые скоро выйдут

Разрабатываются методические рекомендации по проведению Демонстрационного экзамена. Срок разработки не позднее апреля-марта 2018 года.

Использовать вариативную часть.

В ФГОС по ТОП-50 написано «не менее 70% на освоение военной подготовки в рамках БЖ.

Не может. Т.к. тут присутствуют только отдельные компетенции по профессии.

В документах не будет никаких квалификаций.

Разряд регламентируется учебной программой.

Номенклатура предметов общеобразовательной подготовки и объем нагрузки по ним определяется из методических рекомендаций ФИРО ( Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 06-1225) с изменениями, внесенными протоколом №3 от 25.05.2017г., в которых в соответствии с п.5 «При формировании учебных планов по ППКРС, ППССЗ общими для включения в общеобразовательный цикл всех учебных планов являются учебные дисциплины: «Русский язык» и «Литература», а в соответствии с п.9 абз. 4 «Экзамены проводят по учебным дисциплинам «Русский язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» и по одной из общеобразовательных дисциплин, изучаемых углубленно с учетом получаемой профессии СПО или специальности СПО.

Процент не установлен, изменение предоставлено на усмотрение образовательной организации, но Вы должны обосновать свою региональную, отраслевую особенность или требования работодателя лежат в основе Ваших изменений.

Уровни квалификации указаны только в профессиональном стандарте, которым Вы пользуетесь при разработке профессиональной образовательной программы. ФГОС СПО не содержит указания на уровни квалификации. При проектировании дополнительных, по отношению к ФГОС СПО компетенций и описании профессиональных компетенций, приведённых в ФГОС СПО с использованием профессиональных стандартов необходимо учитывать уровень квалификации. В соответствии с  уровнями квалификации, утверждёнными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от « 12 » апреля 2013 г. № 148н, образовательные программам среднего профессио­нального образова­ния — программы подготовки квалифицированных ра­бочих (служащих) соответствуют 4 и 5 уровням квалификации, а образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена, — 5 уровню квалификации.

Соглашусь с автором замечания в том, что работа с профессиональными стандартами помогает преподавателям более осознанно проектировать отдельные элементы основной профессиональной образовательной программы. Эта работа позволяет точнее определять содержание (разделы,  темы)  дисциплин, модулей и практик и их ответственность за формирование запланированных образовательных результатов (компетенций) и их составляющих: знаний, умений и опыта деятельности.

Промежуточная аттестация в форме зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующего междисциплинарного курса модуля или дисциплины.

Промежуточная аттестация по составным элементам программы профессионального модуля (по МДК – дифференцированный зачет или экзамен, по учебной и производственной практике – дифференцированный зачет) проводится по усмотрению образовательного учреждения;

— по профессиональным модулям обязательная форма промежуточной аттестации – Эк (экзамен (квалификационный)), который должен учитываться при подсчете общего количества экзаменов в профессиональном модуле;

Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации обучающихся СПО не должно превышать 8, а количество зачетов – 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре.

Программа финансируется из расчета 36 часов в неделю, в рамках этого финансирования и тарифицируйте проверку работ самостоятельной работы обучающихся.

Да, вы можете уменьшать количество часов ОПОП в УД, МДК, практиках, но при соблюдении основных ограничений:

  • количество часов по циклам не может быть меньше установленного ФГОС,
  • по практикам- количество часов не может быть менее 25% от времени профессионального цикла

Внеаудиторная нагрузка по физкультуре не тарифицируется, т.к. она в данном случае предусматривает участие обучающегося в секциях вне образовательной организации. Если секция в Вашей ОО, то нагрузка тренера оплачивается как обычно.

Зачётная единица  – это единица измерения трудоемкости учебной работы обучающихся  в терминах условного учебного времени, необходимого не просто для освоения учебной программы, но – для достижения установленных результатов обучения. Результатами обучения являются сформированные компетенции.  Функции зачётных единиц: накопление (фиксируются освоенные компетенции и количество соответствующих им кредитов)  и перенос (обучающийся может перейти в другую образовательную организацию со своими кредитами и соответствующими им образовательными результатами). Чтобы кредитно-модульная система «заработала», должны  быть стандартизированы:

  •  компетенции (образовательные результаты);
  •  названия модулей и соответствующих им компетенций (модуль, в отличие от дисциплины, всегда направлен на формирование «целых» компетенций, а не отдельных знаний, умений и(или) опыты деятельности);
  •  количество кредитов (зачётных единиц для каждого модуля).

В разных  образовательных организациях могут отличаться:

  •  «вес» зачётной единицы ы учебных часах;
  •  перечень и количество дисциплин в рамках модуля и их название;
  •  методы и приёмы обучения и т.п.

Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно-компетентностный.

Раздела может и не быть, но избегать описания компетенций (будут ли эти описания называться «спецификациями» или как-то иначе), — означает нарушать принципы реверсной технологии разработки ОПОП. Это суть компетентностного подхода, которая заключается в том, что проектирование образовательных результатов, включая их описание, первично по отношению к остальным элементам профессиональной образовательной программы

Да, это так. Общекультурные компетенции (ОК) оказались «декларативными», их очень трудно описать через детализацию в виде перечня знаний, умений и опыта деятельности. Тем не менее, это возможно. По сути, хороший сотрудник – это хороший специалист, который может выполнять профессиональную деятельность в условиях любой организации. Хороший специалист – сформированные профессиональные компетенции, а хороший сотрудник — сформированные общекультурные компетенции.

Источниками информации для описания ОК могут быть:

  •  профессиональные стандарты (разделы «Другие характеристики» в описании ОТФ и ТФ);
  •  профессиональные кодексы (есть разработанные этические кодексы для многих профессий);
  •  правила трудового распорядка принятые на предприятиях и в организациях, для которых  ПОО готовит выпускников.

Да, может. При реализации среднего общего образования образовательная организация в соответствии со спецификой образовательной программы по профессии/ специальности самостоятельно определяет соответствующий профиль общеобразовательной подготовки, т.е. образовательным организациям ФГОС по ТОП-50 предоставлено право самостоятельно определять перечень учебных дисциплин в рамках ОПОП в зависимости от специфики ОО, в т.ч. и дополнительных.

Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

ПОО, следует обратить внимание на наличие документов, материалов и средств обеспечения образовательного процесса, подтверждающих выполнение требований ФГОС СПО к условиям реализации ОПОП, ее структуре и к результатам освоения. Наличие ФОС для дисциплин, модулей и практик, — требование  ФГОС СПО ТОП-50 (п.2.4), соответственно, их разработка является обязательной для аккредитации ОПОП по ФГОС ТОП-50.

Самостоятельная работа отражается в расписании так же, как и нагрузка во взаимодействии с преподавателем.

Общеобразовательный цикл учебного плана не предусматривает наличия самостоятельной работы в структуре учебной нагрузки.

С принятием Федерального закона от 18.07.17 № 169-ФЗ «О внесении изменений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров» компании вправе списывать расходы на обучение сотрудников и независимую оценку их квалификации (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).

С 2018 года в список трат на обучение добавятся расходы по договорам о сетевой форме реализации образовательных программ. Такая форма обучения предполагает, что вуз и компания учат сотрудников совместно, например, сразу на производстве (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ).

Списать можно:

— расходы на содержание помещений компании и оборудования, которые она предоставляет для обучения;

— оплату труда педагогам;

— стоимость имущества, которое организация передала для процесса обучения.

Разъяснения по вопросам введения Федеральных государственных образовательных стандартов СПО по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (ФГОС СПО по ТОП-50)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (далее соответственно — ФГОС по ТОП-50, СПО) – это федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, разработанный и утвержденный в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования,  утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 831, Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 , а также во исполнение пункта 3 комплекса мер направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 — 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, и представляющий собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии или специальности.

Внесение профессий и специальностей ТОП-50 в Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199, осуществляется в соответствии Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059 г. (после принятия решения Советом Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам о рекомендации к утверждению ФГОС по ТОП-50, вносятся соответствующие изменения в указанные перечни), которым предусматривается принятие решения о присвоении шестизначного кода, который включает в себя:

  • первые две цифры — порядковый номер укрупненной группы;
  • вторые две цифры — порядковый номер перечня профессий/специальностей;
  • последние две цифры — порядковый номер профессии, специальности.

Коды профессий и специальностей по ТОП-50 являются новыми и не повторяют существующие коды действующего Перечня СПО.

ФГОС по ТОП-50 претерпел существенные изменения, включающие модернизацию его структуры и содержания требований. Структура ФГОС по ТОП-50 полностью соответствуют части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и включает в себя наряду с общими положениями требования к:

  1.  структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  2.  условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3.  результатам освоения основных образовательных программ.

В целом ФГОС по ТОП-50 имеет следующие характерные особенности:

  • виды деятельности и профессиональные компетенции разработаны с учетом требований международных и профессиональных стандартов, а также передовых технологий;
  • изменена номенклатура и ориентация общих компетенций;
  • повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования;
  • определены сроки обучения на основе рекомендаций заказчиков рабочих кадров;
  • определены условия реализации образовательной программы, в том числе введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников;
  • введен новый вид проведения государственной итоговой аттестации – демонстрационный экзамен.

Вместе с тем структура макетов ФГОС СПО ТОП-50 определяет важнейшую роль примерных основных образовательных программ (далее – примерная программа) так например:

  • конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет с учетом примерной программы;
  • с учетом примерной программы образовательная организация определяет перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы;
  • требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная организация определяет с учетом примерной программы;
  • также образовательная организация использует перечень основной литературы (учебники, учебные пособия), предусмотренный примерной программой;
  • рекомендации по материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются примерной программой.

Формирование указанных требований в примерной программе обусловлено прежде всего быстро меняющимся потребностям рынка труда, что непосредственно отражается на подготовке рабочих кадров, с появлением нового оборудования, с изданием новой учебной литературы и т.д. С помощью примерной программы появляется возможность быстрого реагирования на эти изменения.

Разработка примерных программ осуществляется одновременно с разработкой ФГОС по ТОП-50 и будет завершена в I квартале 2017 года.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 16 июля 2015 г. N 726 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования», а также Приказом от 07.10.2015 г. № 1115 «О создании федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования»,

Федеральные УМО СПО по соответствующим укрупненным группам

  • участвуют в разработке ФГОС , ПООП, КИМ,
  • координируют деятельность рабочих групп по методическому сопровождению разработки примерных основных образовательных программ

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 726 организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных программ относится к основным направлениям деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе СПО.

В соответствии с частью 8 статьи 92 Федерального закона при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей (далее УГПС).

В том случае, если образовательная организация уже аккредитована по УГПС, в которую входят профессии или специальности ТОП-50, то государственную аккредитацию основных образовательных программ по этим профессиям специальностям заявлять не требуется. При этом при плановой проверке органов контроля и надзора возможна проверка на соответствие образовательной программы ФГОС по ТОП-50.

Изменения показателей и критериев экспертной оценки при государственной аккредитации образовательной деятельности на данном этапе не предусмотрены.

Вместе с тем, во ФГОС по ТОП-50 содержатся отсылки к примерной основной образовательной программе, в которой, в том числе, содержатся перечни основной литературы, материально-технической базы, необходимых для реализации основной образовательной программы.

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающую требованиям профессиональных стандартов, в то время, как   государственная аккредитация оценивает соответствие требованиям федеральных государственных стандартов. Таким образом, наличие профессионально-общественной аккредитации не тождественно государственной аккредитации образовательной деятельности и не подменяет собой государственную аккредитацию.

Да, нужно.

Наличие профессионально-общественной аккредитации не является достаточным условием и возможностью получения аккредитации ООП в соответствии с ФГОС по ТОП-50 по профессии или специальности,

т.к. процедура профессионально-общественной аккредитации  оценивает качество программы в соответствии с требованиями работодателя, а аккредитация ООП согласно п.1.3 гарантирует соответствие ООП требованиям ФГОС по ТОП-50, но наличие ПОА способствует получению ГА и учитывается при распределении КЦП.

Да, лицензирование образовательной организацией основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС по ТОП-50 является обязательным.  Лицензирование осуществляется тем лицензирующим органом, под действие которого попадает образовательная деятельность лицензиата, реализующего образовательные программы по ТОП-50.

В соответствии с Федеральным законом разработка основной образовательной программы осуществляется, в том числе, в соответствии с ФГОС по ТОП-50 и с учетом примерной основной образовательной программы. Образовательная организация может использовать примерную основную образовательную программу как основу при разработке основной образовательной программы. Кроме того во ФГОС по ТОП-50 содержатся конкретные отсылки к примерной основной образовательной программе, в том числе по вопросам основной литературы и материально-технической базы.

В соответствии с часть 10 статьей 12 Федерального закона примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона примерная основная образовательная программа — это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Примерная основная образовательная программа включает в себя примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов.

При разработке программ в соответствии с ФГОС по ТОП-50 используется примерная основная образовательная программа, рекомендованная ФУМО в системе СПО по укрупненным группам профессий и специальностей.

В ФГОС СПО ТОП-50 указывается квалификация или возможное сочетание квалификаций, в соответствии с которыми необходимо разрабатывать основную образовательную программу. Отдельный акт не предусмотрен.

В случае если во ФГОС по ТОП-50 содержатся несколько квалификаций или их сочетания, то компоновка профессиональных модулей (основных видов деятельности) под конкретные квалификации содержится в нем. Необходимая детализация компоновки будет представлена в примерной основной образовательной программе.

При разработке основной образовательной программы образовательной организацией нужно руководствоваться, в том числе профессиональными стандартами, указанными в соответствующем ФГОС по ТОП-50 и соответствующей примерной основной образовательной программе. В случае необходимости конкретизации вариативной части программы таким ориентиром становятся требования к трудовым функциям работников региональных предприятий, предоставляющих места для трудоустройства выпускников образовательных организаций.

Изменения, установленные ФГОС по ТОП-50 предусматривают, что в учебных циклах образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся. На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы по очной форме (из расчета 36 часов в неделю) должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы для программ подготовки специалистов и не менее 80 процентов от объема учебных циклов для программ подготовки квалифицированных рабочих/служащих, предусмотренных соответствующим ФГОС СПО, при очно-заочной форме обучения – не менее 25 процентов, при заочной форме обучения специалистов – не менее 10 процентов. Расчет максимальной учебной нагрузки  (54 часа) в ФГОС по ТОП-50 отсутствует.

Максимальный объем самостоятельной работы устанавливается в главе II ФГОС по ТОП-50. Рекомендации по соотношению объемов работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем и их самостоятельной работой, а также возможные формы организации самостоятельной работы, определяются примерной основной образовательной программой.

  • Процент самостоятельной работы  от 36 часов в неделю

не более 20% по профессиям

не более 30% по специальностям.

  • Разработчик программы вправе предусмотреть количество самостоятельной работы
    от 0-20% (30%).
  • Объем часов самостоятельной работы выбирается на уровне разработки примерной программы и корректируется в рабочей программе по усмотрению ОО.

Вариативная часть по ФГОС СПО ТОП-50 составляет не менее 20 процентов по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и не менее 30 процентов по программам подготовки специалистов среднего звена. Её расчет осуществляется от общего объема образовательной программы за вычетом времени, отведенного на проведение ГИА. Распределение вариативной части программы относится к компетенции образовательной организации.

Требования к условиям реализации образовательной программ формируются в соответствии с положениями главы IV ФГОС СПО по ТОП-50 и конкретизируются в примерной основной  образовательной программе.

Учет международных требований, включая международные технические и экологические стандарты и регламенты, осуществлялся разработчиками на уровне формулирования результатов, представленных в структуре ФГОС по ТОП-50 в виде общих и профессиональных компетенций, а также в процедурах организации государственной итоговой аттестации через введение демонстрационного экзамена, форма проведения которого включает элементы организации конкурсов профессионального мастерства по стандартам международного движения молодых профессионалов WorldSkills.

Демонстрационный экзамен — это вид проведения государственной итоговой аттестации, который представляет собой демонстрацию в реальном времени в специально организованных модельных условиях уровня освоения основных результатов образовательной программы.

В соответствии с требованиями, установленными ФГОС по ТОП-50, демонстрационный экзамен включается в государственную итоговую аттестацию.

По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен:

  • для специалистов – включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена;
  • для квалифицированных рабочих и служащих – является выпускной квалификационной работой.

Демонстрационный экзамен в соответствии с ФГОС по ТОП-50 включен в государственную итоговую аттестацию. При этом в соответствии с приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» государственная итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.

 Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Таким образом, порядок и форма проведения демонстрационного экзамена по профессиональному модулю определяется образовательной организацией самостоятельно.

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (ОТФ 3.1) при отсутствии педагогического образования требуется дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и(или) профессионального обучения.

Дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

Дополнительное профессиональное образование – это повышение квалификации или профессиональная переподготовка, а так как профессиональный стандарт не уточняет, какой именно вид дополнительного профессионального образования требуется, то возможны оба варианта: и повышение квалификации (от 16 уч. часов) и профессиональная переподготовка (от 250 уч. часов). При этом образовательная организация сама определяет потребность в содержании и объеме программы ДПО в области профессионального образования и(или) профессионального обучения.

В некоторых случаях освоения программы повышения квалификации может быть недостаточно для приобретения необходимых педагогических компетенций, и потребуется освоение программы профессиональной переподготовки.

  • Да, так как данное требование установлено профессиональным стандартом педагога профессионального образования.
  • Для работников ОО, не имеющих педагогического образования должна быть освоена программа дополнительного профессионального образования

ПС «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (ОТФ 3.1.) устанавливает требование к педагогу:

Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)

При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства

Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года.

Дополнительное профессиональное образование – это повышение квалификации или профессиональная переподготовка

Формирование общей компетенции, связанной с использованием профессиональной документации на иностранном языке может осуществляться как в рамках дисциплины ОГСЭ, так и в рамках междисциплинарных курсов. Так, в соответствии с ФГОС по ТОП-50 обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать, наряду с другими дисциплинами, изучение дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Наряду с этим, дидактические единицы, связанные с изучением профессиональной документации на иностранном языке, могут быть также встроены в разделы междисциплинарного курса.

Для реализации дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» необходимо привлечение к педагогической деятельности преподавателей, прошедших повышение квалификации по профилю реализуемой программы.

Финансирование программы будет осуществляться, исходя из стоимости государственной услуги, определяемой государственным заказчиком.

Финансирование программы будет вестись из расчета 36 часов в неделю.

Окончательный объем нагрузки по дисциплинам и модулям, в том числе по самостоятельной работе, предусматривается разработчиками рабочих программ, при условии недельной нагрузки на все виды работ не более 36 часов в неделю.

Во ФГОС по ТОП-50 понятие «максимальная нагрузка» отсутствует.

Применяется понятие объем образовательной программы в академических часах. (Макет примерной общей образовательной программы будет откорректирован и размещен на сайте ЦРПО crpo-mpu.com)

Со стороны государственного заказчика в лице органа исполнительной власти, осуществляющего функции управления в сфере образования, предоставляется финансирование государственной услуги по реализации образовательной программы. Демонстрационный экзамен, проводимый в рамках государственной итоговой аттестации (и условия его проведения) является неотъемлемой частью образовательной программы.

В соответствии со ст. 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» выделение контрольных цифр приема для образовательных организаций, участвующих в реализации ФГОС СПО по ТОП-50 на региональном уровне, установление контрольных цифр приема (в том числе порядок определения общего объема контрольных цифр приема) утверждается:

  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона только профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования. Иных ограничений по составу организаций нет.

Ограничений для перехода на внедрение ФГОС СПО по ТОП-50 при условии соблюдения требований, указанных в соответствующих ФГОС, не установлено.

По-прежнему возможен набор на специальности, входящие в перечень профессий и специальностей СПО в соответствии с Приказом №1199 за исключением профессии «Повар, Кондитер» по ФГОС 3-го поколения, по которому прекращается набор с 2017 года, а по группе 10.00.00 (10.02.02 и 10.02.03) «Информационная безопасность» набор будет прекращен с 2018 года.

  • Лицензирование можно пройти и без ПООП;
  • в этом случае образовательная организация самостоятельно разрабатывает программу с учетом требований к МТБ и учебным изданиям (требования размещены на сайте https://www.miccedu.com в разделе КЦП СПО)
  • Самостоятельно разработанная ОО Примерная образовательная программа направляется на согласование в ФУМО.
  • Разработанные ОО основные профессиональные образовательные программы утверждаются руководителем ОО.
  • ОПОП должна учитывать требования
    к материально-технической базе и учебным пособиям, размещенным на сайте https://www.miccedu.com

Да, если программа разработана с учетом требований к материально-технической базе и уч. пособиям, размещенным на сайте https://www.miccedu.com

Самостоятельно разработанная ОО Примерная образовательная программа направляется на согласование в ФУМО.

Процент самостоятельной работы от 36 часов в неделю не более 20% по профессиям и не более 30% по специальностям. Разработчик программы вправе предусмотреть количество самостоятельной работы от 0-20% / ( 30% ).

Объем часов самостоятельной работы выбирается на уровне разработки примерной программы и корректируется в рабочей программе по усмотрению ОО.

Формы самостоятельной работы определяются организацией самостоятельно.

Самостоятельная работа в тарификацию не входит.

Самостоятельная работа — эта учебная деятельность обучающихся без непосредственного контакта с преподавателем.

Да, нужно.

Наличие профессионально-общественной аккредитации не является достаточным условием и возможностью получения аккредитации ООП в соответствии с ФГОС по ТОП-50 по профессии или специальности,

т.к. процедура профессионально-общественной аккредитации  оценивает качество программы в соответствии с требованиями работодателя, а аккредитация ООП согласно п.1.3 гарантирует соответствие ООП требованиям ФГОС по ТОП-50, но наличие ПОА способствует получению ГА и учитывается при распределении КЦП.

  • Финансирование программы будет осуществляться, исходя из стоимости государственной услуги, определяемой государственным заказчиком.
  • Финансирование программы будет вестись из расчета 36 часов в неделю.

Окончательный объем нагрузки по дисциплинам и модулям, в том числе по самостоятельной работе, предусматривается разработчиками рабочих программ, при условии недельной нагрузки на все виды работ не более 36 часов в неделю.

При реализации среднего общего образования образовательная организация в соответствии со спецификой образовательной программы по профессии/ специальности самостоятельно определяет соответствующий профиль общеобразовательной подготовки;

Общий объем образовательной программы СПО, реализуемой на базе основного общего образования, увеличивается

  • на 2952 часа (для программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
  • на 1476 часов (для программы подготовки специалистов среднего звена).

П.6 В соответствии с требованиями ФГОС СПО нормативный срок освоения ОПОП СПО (ППКРС) при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования с получением среднего общего образования,

  • увеличивается на 82 недели (2952час.)

при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю из расчета:

теоретическое обучение — 57 нед. (2052 час.),

промежуточная аттестация — 3 нед. (108 час.),

каникулярное время — 22 нед. (792час.).

2052+108+792=2952 час.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО нормативный срок освоения ОПОП СПО (ППССЗ) при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования с получением среднего общего образования,

  • увеличивается на 52 недели

(при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)  из расчета:

теоретическое обучение — 39 нед. (1404час.),

промежуточная аттестация — 2 нед. (72час.),

каникулярное время — 11 нед. (396час.)

1404+72=1476+396=1872час.

ППКРС  ППССЗ
ФГОС

2952 час (82 нед.)  с каникулами

1476 час (41 нед.)  без учета каникул
ПООП 2952 час (82 нед.) с каникулами 1872 час (52 нед.)  с каникулами

Сроки обучения

Срок обучения  Недели Часы
10 месяцев 41 1476
1 год 10 месяцев 82 2952
2 года 10 месяцев 124 4464
3 года 10 месяцев 164 5904
3 года 10 месяцев 165 5940
4 года 10 месяцев 206 7416

При расчете: 1 год равен 41 -42 неделям

( таким образом, каникулы не входят в общий объем образовательной нагрузки)

Да, можете, на основе разработанной Вами и утвержденной руководителем ПОО ДПП ПК и выдать удостоверения