Project Description

Методические рекомендации по совершенствованию среднего профессионального образования по результатам проведения чемпионатов профессионального  мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям.

(скачать в формате DOCX)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА, ВСЕРОССИЙСКИХ ОЛИМПИАД И КОНКУРСОВ ПО ПЕРСПЕКТИВНЫМ И ВОСТРЕБОВАННЫМ ПРОФЕССИЯМ И СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

I. Общие положения

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования среднего профессионального образования на основе использования результатов проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов профессионального мастерства по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе национального чемпионата «Ворлдскиллс Россия», всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии».

Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства являются важным элементом внешней оценки и признания работодателями уровня и качества подготовки кадров по программам среднего профессионального образования, площадками самореализации и профессиональной самоидентификации студентов, выявления лучших практик взаимодействия с профессиональным сообществом для трансляции в образовательный процесс с целью совершенствование системы подготовки профессиональных кадров.

Современные механизмы внешней оценки профессиональных компетенций дают возможность определить направления совершенствования деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, на предмет соответствия требованиям работодателей и мировым образцам подготовки профессиональных кадров.

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» решает задачи повышения престижа высококвалифицированного труда работников массовых профессий и специальностей, пропаганды их достижений и передового опыта, содействия в привлечении молодежи для обучения и трудоустройства на рабочие профессии.

Профессии и специальности, выносимые на чемпионаты, конкурсы и олимпиады профессионального мастерства, определяются исходя из приоритетных задач развития экономики, профессиональной ориентации молодежи, популяризации рабочих профессий и специальностей.

Задания олимпиад и конкурсов профессионального мастерства формируются на основе ключевых принципов оценивания:

валидность — объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;

надежность — использование единообразных критериев для оценивания результатов участников; четко сформулированные критерии оценки;

объективность — разные участники должны иметь равные возможности добиться успеха; должны использоваться максимально объективные процедуры и методы оценки;

профессионализм в оценивании – членами жюри должны являться высококвалифицированные специалисты, эксперты в данной области.

Анализ отечественного и международного опыта проведения олимпиад и конкурсов профессионального мастерства позволил выявить ряд эффективных практик, применение которых способствует совершенствованию среднего профессионального образования по:

Реализации новых подходов к проектированию структуры, процедур и критериев оценки выполнения конкурсных заданий участниками;

организации рабочих мест в соответствии с международными стандартами и современными технологиями;

учету результатов проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям при разработке основных образовательных программ профессионального обучения, основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ (далее — образовательные программы или программы);

разработке контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по программам среднего профессионального образования, профессионального обучения на основе чемпионатных и конкурсных заданий.

Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи руководителям и педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций, методистам и разработчикам образовательных программ, организаторам чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, разработчикам контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

II. Нормативно-методические документы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

3. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

4. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

5. Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. № 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».

6. Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования».

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. № 1138 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968».

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по соответствующей профессии/специальности;

10. Положение о стандартах Ворлдскиллс, утвержденное Правлением Союза «Молодые профессионалы Ворлдскиллс Россия)» от 9 марта 2017 г., протокол №1, с изменениями от 27 октября 2017 г., протокол №12.

11. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05вн).

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 1011 «О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии».

13. Методические рекомендации по проведению оценочных процедур в образовательных организациях среднего профессионального образования и определению результатов освоения профессиональных и универсальных (общих) компетенций. (http://www.crpo-mpu.com/432225624)

14. Рекомендации по организации и проведению Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии»утвержденные решением организационного комитета по проведению Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» (протокол № 1 от 23 апреля 2013 г.).

III. Подходы к проектированию структуры, процедур и критериев оценки выполнения конкурсных заданий

Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства являются источниками выявления позитивных практик по проектированию структуры, процедур и критериев оценки конкурсных заданий, которые в дальнейшем могут быть использованы при разработке и актуализации образовательных программ, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, контрольно-измерительных материалов для промежуточной и итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного профессионального образования.

3.1. Всероссийские олимпиады профессионального мастерства по профильным направлениям.

В рамках проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства в целях обеспечения унификации оценки, сопоставимости ее результатов в межотраслевом и ретроспективном аспектах, целенаправленно проводится работа по созданию банков заданий, основанных на единых требованиях, прошедших экспертную оценку, постоянно обновляемых и дополняемых. Разработаны не только унифицированные типовые шаблоны заданий, но и единые методики их экспертизы и согласования.

Всероссийская олимпиада по профильному направлению представляет собой соревнование, предусматривающее выполнение практико-ориентированных конкурсных заданий, при разработке которых реализуются следующие подходы.

  1. Конкурсные задания Всероссийской олимпиады направлены на выявление теоретической и профессиональной подготовки участников (далее – участники), владения профессиональной лексикой, в том числе на иностранном языке, умения применять современные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, а также на мотивацию участников к применению творческого подхода к профессиональной деятельности и высокой культуры труда.

Каждый этап Всероссийской олимпиады по профильному направлению включает в себя выполнение комплексного задания, нацеленного на демонстрацию знаний, умений, опыта в соответствии с видами профессиональной деятельности по данному направлению.

Содержание и уровень сложности комплексного задания формируется в соответствии с ФГОС СПО с учётом основных положений профессиональных стандартов и требований работодателей.

2. При разработке фондов оценочных средств, используемых для проведения Олимпиады по укрупненным группам специальностей (далее – ФОС), учитываются следующие требования:

ФОС разрабатываются и утверждаются соответствующим ФУМО на основе утвержденного шаблона;

ФОС включают: спецификацию оценочных средств, паспорта заданий, конкурсные задания, формы ведомостей учета результатов выполнения участниками, как отдельных заданий, так и профессионального комплексного задания в целом;

комплексные задания носят компетентностно-ориентированный, практический характер и составлены с учетом имеющихся в структуре соответствующих ФГОС СПО умений и знаний, практического опыты, общих и профессиональных компетенций;

особое внимание уделено корректности формулировки критериев оценки выполнения заданий.

Алгоритм разработки и утверждения конкурсных заданий, шаблоны ФОС, образцы заданий рекомендуются к использованию при разработке программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, контрольно-измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации по профессиям и специальностям из перечня наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования. Материалы доступны по ссылке:

http://www.olimpiada-profmast.ru/project-activity

3.2. Национальные чемпионаты профессионального мастерства по стандартам «Ворлдскиллс Россия».

Чемпионат профессионального мастерства по стандартам «Ворлдскиллс Россия»проводится Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»(далее – союз «Ворлдскиллс Россия») на основе Положения о стандартах Ворлдскиллс а также обязательными нормативными документами международной организации WorldSkills International но основе следующих подходов:

учет лучших мировых практик, включая нормативные документы и практики международной организации WorldSkills International;

ориентированность на внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;

стремление к повышению уровня организации охраны труда и техники безопасности;

научная организация и оптимизация труда.

Согласно положению о стандартах Ворлдскиллс, задания формируются, по определенным союзом компетенциям, стандарт компетенции содержит: техническое описание компетенции; конкурсное задание компетенции; инфраструктурный лист компетенции; план застройки площадки; критерии оценки конкурсного задания.

Техническое описание компетенции включает сведения о необходимых знаниях и умениях, а так же о видах работ, которые выполняет участник.

Конкурсное задание представляет собой описание содержания работ, выполняемых в конкретной области профессиональной деятельности на определенном оборудовании с предъявлением требований к выполнению норм времени и качеству работ и содержит: описание всех этапов задания, включая планы, эскизы, чертежи; время выполнения каждого этапа задания; описание работ, выполняемых на каждом этапе выполнения задания.

Инфраструктурный лист компетенции включает сведения о материалах, оборудовании и инструментах, применяемых при выполнении работ: перечень инструмента, оборудования и мебели, необходимых для оснащения мест работы и отдыха участников и экспертов, с указанием технических характеристик (ссылка на тип оборудования), их количества.

План застройки площадки оформлен в виде чертежа и содержит информацию о размерах конкурсной площадки и соревновательных зон; расположении оборудования; подводе коммуникаций; размещении мест работы и отдыха конкурсантов, совещательной зоны, рабочих мест экспертов.

Критерии оценки конкурсного задания компетенции оформлены в соответствии с шаблонам информационной системы соревнований CIS; соответствуют требованиям технического описания компетенции.

Стандарты компетенций и задания размещаются на сайте
союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» http://worldskills.ru/ и рекомендуются к использованию при разработке контрольно-измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации по профессиям и специальностям из перечня наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования, ссылка на задания: https://drive.google.com/drive/folders/19sBgG9urfx-oniC-CoE6t_spJoWWjXfj.

3.3. Конкурс «Лучший по профессии»

Конкурс проводится Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей.

Участниками конкурса являются работники, стаж работы которых по профессии составляет не менее трех лет, выдвигаемые организациями, зарегистрированными в Российской Федерации, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, а также их филиалами по согласованию с создавшими их юридическими лицами.

Целью конкурса является повышение престижа высококвалифицированного труда работников массовых профессий, пропаганда их достижений и передового опыта, содействие в привлечении молодежи для обучения и трудоустройства на рабочие профессии.

Конкурсные задания для участников конкурса на региональном и федеральном уровнях разрабатываются и утверждаются организационным комитетом с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и доводятся Минтрудом России с критериями определения победителей и призеров конкурса до субъектов Российской Федерации.

Уровень сложности практических работ и теоретических знаний должен соответствовать не менее чем четвертому разряду работ или другому показателю уровня сложности работ и квалификации рабочих по профессиям, предусмотренным номинациями конкурса.

V. Применение результатов проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям при разработке основных профессиональных образовательных программ, процедур и средств оценки результатов освоения

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — закон об образовании) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

При разработке средств оценки результатов обучения по программе, необходимо учитывать результаты олимпиад и конкурсов профессионального мастерства, содержание которых непосредственно связано с будущей профессиональной деятельностью студентов, а также использовать эффективные методики и технологии оценки общих и профессиональных компетенций применяемые на олимпиадах и конкурсах.

Оценка сформированности общих и профессиональных компетенций осуществляется в рамках промежуточной аттестации (статья 28 закона об образовании) на экзаменах по каждому из осваиваемых профессиональных модулей и (или) государственной итоговой аттестации (статья 59 закона об образовании) при защите выпускной квалификационной работы, при проведении демонстрационного экзамена.

Проведение демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации нормативно закреплено в 42 федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям и разработанных с учетом международных требований примерных основных образовательных программах (далее – ПООП), размещенных в Федеральном реестре примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования (http//reestrspo.ru) .

С 1 сентября 2017 года приступили к обучению более 86 тыс. студентов по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в 1485 колледжах Российской Федерации в соответствии с новыми ФГОС СПО.

Государственную итоговую аттестацию в виде демонстрационного экзамена в июне 2018 года пройдут 1,4 тыс. человек по 9 профессиям в 48 колледжах из 25 субъектов Российской Федерации (приняты на базе среднего общего образования со сроком обучения 10 месяцев), в 2019 году — более 6 тыс. выпускников, в 2020 году – более 40 тыс. выпускников.

В этом контексте актуальными являются подходы к оцениванию результатов олимпиад и конкурсов профессионального мастерства, задания, составленные с учетом международных требований, критерии оценки, разработанные совместно с работодателями, требования к оснащению рабочего места для оценки профессиональных компетенций, учитывающие международные стандарты, применяемые в практике проведения олимпиад и конкурсов профессионального мастерства и транслируемые при разработке и применение контрольно-измерительных материалов промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Согласно статье 12 закона об образовании, организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Согласно приказа Минобрнауки России № 1138, задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом Ворлдскиллс Россия, в состав государственной экзаменационной комиссии включаются эксперты союза «Ворлдскиллс Россия».

ФУМО СПО с привлечением экспертов союза «Ворлдскиллс Россия» и работодателей разработаны примерные задания (контрольно-измерительные материалы) для демонстрационного экзамена по 9 профессиям, которые размещены в открытом доступе на официальном портале ФУМО в системе СПО www.fumospo.ru, на официальном сайте Центра развития профессионального образования www.crpompu.com и предлагаются для использования образовательными организациями при разработке программы проведения государственной итоговой аттестации.

При разработке процедур и средств оценки результатов освоения основных профессиональных образовательных программ рекомендуется следующий порядок применения результатов проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям.

  1. Анализ результатов проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе национального чемпионата «Ворлдскиллс Россия», всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» и выявление типичных ошибок участников в целях совершенствования программ подготовки кадров.

  2. Выявление общих и профессиональных компетенций ФГОС СПО оцениваемых в ходе промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации и соответствующих заданий конкурсов и олимпиад профессионального мастерства.

  3. Выявление лучших практик оценки общих и профессиональных компетенций по результатам проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе национального чемпионата «Ворлдскиллс Россия», всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии».

  4. Учет результатов проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям при повышении квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций.

  5. Учет лучших практик проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов при разработке основных образовательных программ, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.

  6. Разработка программ государственной итоговой аттестации профессиональных образовательных организаций с учетом имеющихся практик оценки компетенций.

  7. Разработка контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации на основе имеющихся практик.

VI. Используемые термины, определения, сокращения.

СПО — среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО — федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ФУМО СПО – федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий и специальностей;

ФОС — фонды оценочных средств;

ПООП – примерные основные образовательные программы;

Обновлено 16 марта 2018