Нормативная и правовая база
Развитие системы подготовки рабочих кадров и формирование прикладных квалификаций определено в стратегии основных направлений государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу на период до 2020 года (далее — Стратегия).
Стратегия разработана в соответствии с основными положениями следующих документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;
- Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 N 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 – 2020 годы»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 366-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р);
- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1663-р);
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р);
- Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн);
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537);
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года № Пр-212);
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа2009 года № 1101-р);
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р;
- Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом Российской Федерации);
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на2013 — 2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 792-р;
- План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620‑р.
Развитие системы профессионального образования происходит в условиях завершения формирования нормативной правовой базы в области среднего профессионального образования, разработанной в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
С целью реализации комплекса мер по повышению квалификации тьюторов профессиональных образовательных организаций и формированию дополнительных профессиональных программ должны быть использованы следующие нормативные правовые документы.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (в ред. от 22 января 2014 г. № 31, от 15 декабря 2014 г. № 1580).
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются формы и сроки получения среднего профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся, а также требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программам среднего профессионального образования.
Образовательные программы среднего профессионального образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.
Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим профессиям, специальностям среднего профессионального образования и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений установлены Постановлением Правительства РФ от 05 августа 2013 г. № 661 (ред. от 12.04.2016) «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».
Приказом Минтруда России от 2 ноября 2015 г. №831 утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» и для этого списка профессий разработано 42 проекта ФГОС, которые в настоящее время проходят стадию общественного обсуждения:
- 43.01.09 Повар, кондитер;
- 43.02.14 Гостиничное дело;
- 43.02.12 Технология эстетических услуг;
- 43.02.13 Технология парикмахерского искусства;
- 43.02.15 Поварское и кондитерское дело;
- 25.02.07 Техническое обслуживание и ремонт авиационных двигателей;
- 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей;
- 15.02.09 Аддитивные технологии;
- 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов;
- 12.02.10 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт биотехнических и медицинских аппаратов и систем;
- 10.02.04 Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем;
- 12.02.09 Производство и эксплуатация оптических и оптико-электронных приборов и систем;
- 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования;
- 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений;
- 18.02.13 Технология изготовления и обработки изделий из полимерных композитов;
- 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям);
- 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем;
- 09.02.06 Сетевое и системное администрирование;
- 54.01.20 Графический дизайн;
- 09.02.07 Информационные системы и программирование;
- 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства;
- 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.
Список проектов ФГОС ТОП – 50 (профессии):
- 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства;
- 08.01.08 Мастер отделочных строительных и декоративных работ;
- 15.01.36Дефектоскопист;
- 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики;
- 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей;
- 15.01.35 Мастер слесарных работ;
- 15.01.32 Оператор станков с программным управлением;
- 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ;
- 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением;
- 15.01.34 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением.
- Список проектов ФГОС ТОП – 50 (специальности):
- 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи;
- 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям);
- 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям);
- 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств;
- 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям);
- 29.02.09 Печатное дело;
- 25.02.06 Производство и обслуживание авиационной техники;
- 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
Порядок формирования перечней профессий, специальностей СПО установлен в приказе Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059 «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки». Установление перечней профессий, специальностей СПО и установление соответствия этих перечней профессиям начального профессионального образования определены в приказах:
- Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 5 июня 2014 г. № 632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355»;
- Приказ Минобрнауки России от 26.05.2014 г. № 584 «Об установлении соответствия профессий, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем квалифицированного работника до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, профессиям, установленным в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 1350 «О внесении изменений в перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1350».
Приказом Минтруда России от 02 ноября 2015 г. № 831 утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования:
- Автомеханик;
- Администратор баз данных;
- Графический дизайнер;
- Косметолог;
- Лаборант химического анализа;
- Мастер декоративных работ;
- Мастер столярно-плотницких работ;
- Метролог;
- Мехатроник;
- Мобильный робототехник;
- Наладчик-ремонтник промышленного оборудования;
- Оператор беспилотных летательных аппаратов;
- Оператор станков с программным управлением;
- Оптик-механик;
- Плиточник-облицовщик;
- Повар-кондитер;
- Программист;
- Разработчик Web и мультимедийных приложений;
- Сантехник;
- Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам);
- Сварщик;
- Сетевой и системный администратор;
- Слесарь;
- Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям);
- Специалист по аддитивным технологиям;
- Специалист по гостеприимству;
- Специалист по информационным ресурсам;
- Специалист по информационным системам;
- Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист);
- Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей;
- Специалист по обслуживанию телекоммуникаций;
- Специалист по производству и обслуживанию авиатехники;
- Специалист по тестированию в области информационных технологий;
- Специалист по техническому контролю качества продукции;
- Специалист по технологии машиностроения;
- Специалист по холодильно-вентиляционной технике;
- Техник авиационных двигателей;
- Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами;
- Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам;
- Техник по защите информации;
- Техник по композитным материалам;
- Техник по обслуживанию роботизированного производства;
- Техник-конструктор;
- Техник-механик в сельском хозяйстве;
- Техник-полиграфист;
- Технический писатель;
- Токарь-универсал;
- Фрезеровщик-универсал;
- Электромонтажник.
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 18 октября 2015 г. разработаны Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Министерством образования и науки Российской Федерации созданы 42 федеральных учебно-методических объединения в системе среднего профессионального образования.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 726 утверждено Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования.
Приказом Минобрнауки России от 29 июня 2016 г. № 769 утверждены положения следующих федеральных УМО в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей по укрупненным группам профессий, специальностей:
- 05.00.00 Науки о земле;
- 07.00.00 Архитектура;
- 08.00.00 Техника и технологии строительства;
- 09.00.00 Информатика и вычислительная техника;
- 10.00.00 Информационная безопасность;
- 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи;
- 12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;
- 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика;
- 14.00.00 Ядерная энергетика и технологии;
- 15.00.00 Машиностроение;
- 18.00.00 Химические технологии;
- 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии;
- 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство;
- 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;
- 22.00.00 Технологии материалов;
- 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта;
- 24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника;
- 25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно- космической техники;
- 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;
- 27.00.00 Управление в технических системах;
- 29.00.00 Технологии легкой промышленности;
- 31.00.00 Клиническая медицина;
- 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина;
- 33.00.00 Фармация;
- 34.00.00 Сестринское дело;
- 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство;
- 36.00.00 Ветеринария и зоотехния;
- 38.00.00 Экономика и управление;
- 39.00.00 Социология и социальная работа;
- 40.00.00 Юриспруденция;
- 42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело;
- 43.00.00 Сервис и туризм;
- 44.00.00 Образование и педагогические науки;
- 46.00.00 История и археология;
- 49.00.00 Физическая культура и спорт;
- 50.00.00 Искусствознание;
- 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты;
- 52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество;
- 53.00.00 Музыкальное искусство;
- 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств;
- 55.00.00 Экранные искусства;
- 57.00.00 Обеспечение государственной безопасно
Учебно-методические объединения организуют разработку и проведение экспертизы проектов примерных основных образовательных программ СПО.
В соответствии с Порядком разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. N 594) организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Минобрнауки России.
Приказом Минобрнауки России от 16 июля 2015 г. № 722 Федеральный институт развития образования (ФИРО) уполномочен вести реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования. На сайте ФИРО представлены примерные основные образовательные программы.
В России создается сеть межрегиональных центров компетенций для подготовки кадров по наиболее востребованным рабочим профессиям. 14 июля 2016 г. на совещании Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации Министр образования России представил доклад о развитии сети межрегиональных центров компетенций, в которых будут готовить специалистов самых востребованных в России рабочих профессий.
Первые семь центров открыты в
- Тюменской (Искусство, дизайн и сфера услуг),
- Московской (Строительство),
- Ульяновской (Обслуживание транспорта и логистика),
- Свердловской (Промышленные и инженерные технологии – специализация «Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов») областях,
- Хабаровском крае (Промышленные и инженерные технологии – специализация “Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов»),
- Республике Татарстан (Информационные и телекоммуникационные технологии) и
- Республике Чувашия (Промышленные и инженерные технологии – специализация «Автоматизация, радиотехника и электроника»).
На этих площадках будет проходить экспериментальная апробация новых федеральных государственных образовательных стандартов, программ, модулей, методик и технологий подготовки кадров по перечню рабочих профессий ТОП-50. Также в Центрах будут созданы все условия для подготовки национальной сборной и команд других субъектов Российской Федерации к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства Worldskills.
В настоящее время Минобрнауки России заключены соглашения с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий, средства федерального бюджета доведены до территориальных органов Федерального казначейства.
В субъектах Российской Федерации проходят конкурсные процедуры для закупки оборудования, ремонта помещений, проведения повышения квалификации и т.д. Во всех семи Центрах сформированы наблюдательные советы, проводятся конкурсные отборы их руководителей, а также стартовал открытый конкурсный отбор руководителей полигонов и учебных центров.
Движение WorldSkillsRussia реализуется через проведение региональных, отраслевых, национальных и международных конкурсов профессионального мастерства с целью популяризации рабочих профессий, повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации. Мероприятия по развитию движения WS BRICS включены в план-график проведения мероприятий в сфере образования, науки и технологий, молодежной политики в период председательства Российской Федерации в БРИКС в 2015-2016 годах.
Официальные документы движения WorldSkills размещены на сайтах skillscenter.ru и worldskills.ru:
- Конституция WorldSkills International, WSI_OD01, Версия: 3.4 Дата: 10.08.2015;
- Регламент WorldSkills International, WSI_OD02, Регламент WSI, Версия 3.6, Дата: 10.08.2015;
- Правила соревнований;
- Правила и процедуры для организации и проведения соревнований по стандартам WORLDSKILLS;
- О кодексе этики;
- Регламент Корпоративного Чемпионата профессионального мастерства “Молодые Профессионалы – 2016” (WorldSkills Russia);
- Подготовка Национального Чемпионата “Молодые Профессионалы” (WorldSkills Russia);
- Брендбук WorldSkills Russia;
- Справка WorldSkills в России;
- Презентация WordSkills в России;
- Презентация WorldSkills Sao Paolo 2015;
- Справка WorldSkills Sao Paolo 2015;
- Презентация WorldSkills Russia Kazan 2015;
- Глоссарий;
- 2015-10-20 Устав WSR с отметкой ИФНС;
- 2015-11-30 Положение о промышленном совете;
- 2015-11-30 Положение о региональном совете;
- 2015-11-30 Положение об ассоциированных партнерах Союза;
- 2015-11-30 Положение об экспертном совете.
При реализации образовательных программ среднего профессионального образования используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение на основе приказа Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утвержден приказом Минобрнауки России от 20 января 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (ред. от 10 декабря 2014 г. № 1564).
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются оценочные средства, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Оценочные средства, включая контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (ФЦПРО) предусматривает реализацию комплекса взаимоувязанных по задачам, срокам, ресурсам и результатам мероприятий, относящихся как к федеральному, так и к региональному компонентам.
ФЦПРО предусмотрено решение нескольких задач, в том числе разработка оценочных средств, структуры, методики расчета и применения контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации, включая требования к демонстрационному экзамену (2016-2017, последующий период до 2020).
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (ред. от 31.01.2014 г. № 74).
По результатам успешного прохождения государственной итоговой аттестации выпускникам выдается диплом о среднем профессиональном образовании, образцы, описание, порядок заполнения, учета и выдачи которых установлены документами:
- Приказ Минобрнауки России от 4 июля 2013 г. N 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему» (ред. от 15 ноября 2013 г. № 1243, от 19 мая 2014 г. № 555 , от 9 апреля 2015 года № 380).
- Приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1186 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов» (ред. от 03 июня 2014 г. № 619, от 27 апреля 2015 г. № 432).
Оценка качества среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с приказами:
- Приказ Минобрнауки России от 17 июня 2016 г. № 723 «О проведении в 2016 году мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования»;
- Методические рекомендации по проведению независимой оцени качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность от 01 апреля 2015 г.;
- Приказ Минобрнауки России от 17 июня 2016 г. № 723 «О проведении в 2016 году мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1324«Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
- Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. N 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462«Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
- Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 № 92 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования».
- Приказ Минтруда от 08 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Дополнительное профессиональное образование осуществляется согласно приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (ред. от 15 ноября 2013 г.).
При реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования необходимо также учитывать приказы Минобрнауки России и других федеральных органов исполнительной власти:
- Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
- Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»;
- Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования»(в ред. от 2 ноября 2015 г. № 832);
- О методических рекомендациях по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций от 27 июня 2013 г.
- Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (от 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05);
- Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ (письмо от 10 апреля 2014 г. № 06-381);
- Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме (письмо от 21 апреля 2015 г. № ВК-1011/06, № АК-1012/06, № АК-1013/06);
- Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ (письмо Минобрнауки РФ от 28 августа 2015 № АК-2563/05).
Следующие периодические издания и интернет – ресурсы, рекомендуется использовать по вопросам организации повышения квалификации педагогических работников, связанных с перспективными и востребованными профессиями и специальностями:
- журнал «Среднее профессиональное образование» — ежемесячное теоретическое и научно-методическое издание;
- приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», издается ежемесячно;
- газета «Вестник среднего профессионального образования», издается ежемесячно;
- журнал «Дополнительное профессиональное образование в стране и мире»;
- Министерство образования и науки Российской Федерации;
- Федеральный портал «Российское образование»;
- Федеральный портал проектов нормативных правовых актов;
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
- Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;
- Российский союз промышленников и предпринимателей;
- Национальное агентство развития квалификаций;
- Научно-методический центр системы профессиональных квалификаций ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России;
- Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей;
- Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. Раздел «Взаимодействие с системой СПО, профобучения и ДПО»;
- Единый портал раскрытия информации о подготовке Федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения;
- Российская газета ;
- Центр навыков и компетенций SkillsCenter;
- Информация о движении WorldSkillsRussia.
Образовательные программы, получившие статус ПООП находится в реестре программ СПО по ссылке: